Странно понимать, что всего несколько лет назад Tesla, Inc. (NASDAQ: TSLA) по-прежнему оставалась лишь малоизвестной автомобильной компанией, торгующей менее чем за 30 долларов США за акцию. Однако сегодня инвесторы платят более чем в 10 раз больше, чтобы получить часть того, что сейчас считается крупнейшим автопроизводителем в мире.

Стремительное восхождение Теслы холодное, твердое доказательство того, что инвесторы делают ставку на распространение электромобилей, но остается вопрос, повысится ли Tesla для удовлетворения таких высоких ожиданий. За последние несколько лет эта проблема стала горячей, со страстными аргументами с обеих сторон.

В конечном счете, это дебаты, которые будут решаться только со временем, но неважно, кто окажется прав - быки или медведи - одно несомненно: это в конечном итоге станет одним из самых больших «Скажу вам так», моментов в истории фондового рынка.

Независимо от того, прибегаете ли вы к успеху Теслы, делаете ставку на ее кончину или все еще сидите в стороне, ожидая удара, понимание рисков, связанных с акциями компании, будет иметь первостепенное значение для принятия вами правильного решения.

Ниже я составил список пяти крупнейших угроз, стоящих перед Tesla и его акционерами сегодня. Если у вас есть какая-либо ставка в отношении этого запаса, я настоятельно рекомендую вам тщательно рассмотреть каждую из них.

 

Риск №1: простой случай переоценки

Не секрет, что акции Теслы дешевы. Даже генеральный директор компании Элон Маск сам неоднократно высказывался, намекая, что инвесторы могут платить щедрую премию за то, чтобы получить часть компании.

Эти комментарии датируются до 2013 года, когда Tesla торговалась всего за 173 доллара за акцию, что составляет лишь небольшую долю того, что она торгует сегодня.

Тогда Элон был совершенно откровенен, говоря: «Цена акций у нас больше, чем мы заслуживаем».

В 2014 году, когда акции торгуются на уровне 277 долларов, Маск снова предупредил инвесторов: «Я думаю, что наша цена акций сейчас довольно высокая. Если вы заботитесь о долгосрочной перспективе Тесла, то,  я думаю, что у акций - хорошая цена».

И в мае этого года (2017), когда Тесла торговал на $ 313, генеральный директор громко поделился: «Я считаю, что эта рыночная капитализация выше, чем мы имеем право заслуживать. Мы - компания, теряющая деньги ... »

Тем не менее, несмотря на многочисленные предупреждения, Тесла сейчас торгуется с невероятно дорогой ценой в 350 долларов. Разумеется, преданные компании будут спорить, что они в ней в долгосрочной перспективе, но трудно оправдать текущую рыночную капитализацию компании, независимо от временных рамок.

По оценке стоимостью $ 59 млрд, Tesla оценивается выше, чем General Motors (NYSE: GM), Ford (NYSE: F) и Bayerische Motoren Werke (ETR: BMW) - все они выплачивают ежегодные дивиденды в размере 4,25% или выше.


Это примерно составляет 800 000 долларов США за автомобиль, проданный в 2016 году, по сравнению с 5000 долларов США за автомобиль, проданный для GM. Тесла должен будет увеличить продажи в 160 раз (где-то около 11,7 млн ​​автомобилей в год), чтобы оцениваться соответственно.

Несмотря на то, что он не полностью выходит из сферы возможностей, нет сомнений в том, что этот уровень проникновения на рынок потребует времени. В конце концов, Тесла в настоящее время стремится к 500 000 поставок к концу 2018 года.

Дайте компании десятилетие, и, возможно, она туда доберется ... но это 10 лет с 4,25%, приносящими дивиденды. Зачем рисковать своими деньгами на Тесла, когда вы можете просто взять доход от другого автопроизводителя?

Риск № 2: Конец сухих субсидий

Мы могли бы продолжить работу над страницами, в которых обсуждались достоинства и недостатки государственных субсидий, но ничто из этого не имеет особого отношения к их эффекту. Числа здесь говорят сами за себя.

В 2015 году Тесла продала 2787 автомобилей в Дании. В 2016 году, после того как правительство объявило, что будет прекращать субсидировать, Тесла продал 176 автомобилей, что на 94% меньше.

И в Гонконге, после того как правительство сократило свой налоговый разрыв в начале этого года, продажи Теслы упали с 2939 в марте до нуля в апреле и пять в мае.

Если вы этого не сделали, продажи упали с почти 3000 в месяц до нуля. Поскольку субсидии США EV истекают в течение нескольких коротких лет, будильники должны, очевидно, звонить в адрес Tesla и ее акционеров.

Согласно расписанию, разработанному Inside EV, субсидии Tesla сокращаются наполовину к концу 2018 года, три четверти ко второй половине 2019 года и полностью удаляются к 2020 году.

Основываясь на собственных прогнозах Tesla, поэтапный отказ начнется еще раньше (он будет срабатывать, как только компания отправит 200 000 автомобилей). Не говоря уже о вероятности, что эти субсидии будут полностью объединены с Трампом в Белом доме. Элон не совсем подружился с эгоцентричным и злобным миллиардером.

Риск №3: узкие места цепочки поставок

Одной из самых больших угроз для Tesla и ее акционеров является очень упущенная проблема критической цепи поставок компании. Есть ряд серьезных проблем, с которыми Тесла столкнется на этом фронте, о которых мы могли бы поговорить, но не более серьезных, чем потребность компании в кобальте.

Кобальт, для тех, кто не знает, является важным металлом, используемым в катодах аккумуляторных батарей Теслы. Он дороже по весу, чем литий, графит, никель, марганец и практически любой другой металл, который вы можете найти в сегодняшних перезаряжаемых батареях.

Кобальт представляет собой серьезную проблему для Теслы из-за того, каким образом она добывается.

Во-первых, большинство кобальта (~ 60%) получено из Демократической Республики Конго, политически неустойчивой страны, занимающей седьмое место по индексу Хрупких государств. Это оставляет цепочку поставок Теслы восприимчивой к значительному геополитическому риску, а также этическим проблемам из-за высоких темпов детского труда на кустарных шахтах

Кроме того, ошеломляющие 97% кобальта получают в качестве побочного продукта из никеля и меди из неблагородных металлов. В результате уровни производства практически полностью зависят от спроса на никель и медь вместо спроса на кобальт. Это ставит Tesla под угрозу диких всплесков цен кобальта, поскольку спрос опережает предложение, что приводит к дефициту, который почти гарантирован.

Macquarie Research прогнозирует дефицит кобальта в 885 тонн в 2018 году, 3,205 тонн в 2019 году и 5 340 тонн в 2020 году. Это увеличение дефицита на 500% всего за три года.

Несомненно, это не только увеличит материальные затраты Tesla, но и ограничит его расширение, если компания не сможет найти жизнеспособную замену, такую ​​как синтетический вариант. Я думаю, что это не произойдет в ближайшее время.


Риск №4: Инновации в бензиновом двигателе

Одним из часто забываемых факторов, связанных с распространением электрических транспортных средств, является продолжение инноваций в топливной эффективности бензиновых двигателей.

В то время как производители EV могут рекламировать свою технологию «нулевых выбросов», реальность заключается в том, что выбросы от колыбели до могилы современных электромобилей могут превысить вдвое меньше, чем у бензиновых автомобилей.

Это связано с тем, что: а) производственные выбросы EV значительно выше (до 69%, по мнению Союза обеспокоенных ученых), чем у бензинового автомобиля, и b) большая часть электроэнергии, используемой для зарядки EVs по-прежнему Происходит из не-зеленых источников, таких как уголь.

Разумеется, экологическая выгода электромобилей становится все больше, чем дольше работает автомобиль (при отсутствии замены батареи), но по мере того, как эффективность топлива для бензиновых двигателей продолжает улучшаться, эти преимущества могут значительно уменьшаться с течением времени.

Ранее в этом месяце, например, Mazda Motor Corp. (OTC: MZDAY) опубликовала крупный прорыв в бензиновых двигателях и объявила о планах по коммерциализации технологии к 2019 году.

В частности, компания разработала гомогенный двигатель с воспламенением от сжатия (HCCI), который зажигает бензин через сжатие, а не сгорание. Ожидается, что конструкция будет на 20-30% более эффективной, чем современные двигатели внутреннего сгорания, что еще больше сократит разрыв выбросов между EV и бензиновыми транспортными средствами.

Риск № 5: обратная связь с сотрудниками

Недавно Элон Маск прокомментировал, что Тесла входит в «производственный ад», и многие из заводских рабочих компаний, несомненно, согласятся с этим.

Согласно сообщениям об инцидентах Guardian, условия работы в Gigafactory невероятно жесткие и потенциально опасные. Эти сообщения показывают, что в течение последних трех лет машины скорой помощи были вызваны более 100 раз для работников, испытывающих обморочные припадки, головокружение, судороги, аномальное дыхание и боли в груди.

По данным Business Insider, сотни других людей, по-видимому, были обеспокоины травмами и другими проблемами со здоровьем.

В недавнем интервью, посвященном этому, Элон признал, что его работники «тяжело работали, работали долгие часы и на трудных работах». Но только признание Элона не остановит ожидаемую реакцию сотрудника.

В июне рабочие впервые начали настаивать на объединении и отправили список требований к совету компании, большая часть которого была направлена ​​на улучшение оборудования и сокращение травм на заводе Fremont. В письме указывается, что эти вопросы неоднократно озвучивались, но их еще предстоит решить.

Тесла даже столкнулся с фактическим союзом в Германии после приобретения Grohmann Engineering в прошлом году. Работники автоматизированной производственной компании начали жаловаться в апреле на то, что им недоплатили на 30%.

Кроме того, The Verge начала сообщать на этой неделе, что инженеры покидают компанию после озвучивания опасений по поводу функции Autopilot от Tesla. В частности, эти сотрудники считали, что Маск устраняет проблемы безопасности, а один из бывших инженеров кричит «безрассудное решение, которое потенциально подвергает риску жизнь клиентов».

Скорее всего, эти проблемы будут только продолжаться, поскольку Тесла продолжает стремительное расширение. Называйте их рост как хотите, но все равно это болезненный рост.