Специалисты компании «МИЭЛЬ-Новостройки» проанализировали, насколько освоение промзон изменило первичный рынок каждого округа. Третий материал из цикла посвящен Северному административному округу, где сейчас на первичном рынке все проекты массового сегмента, кроме одного, возводятся на месте бывших промышленных зон или территорий, которые использовались под коммунальные и другие нежилые цели. За время освоения промзон средний бюджет покупки в новостройках массового сегмента САО снизился на 11%, а минимальный бюджет – на 43%.

Освоение бывших промышленных зон дало мощный толчок к развитию жилищного строительства в САО, так как на территории всего округа разбросано большое количество промзон. На данный момент все проекты на первичном рынке САО (кроме ЖК «Дом на Войковской») связаны с освоением промышленных зон или территорий коммунального назначения. Например:

ЖК «Летний Сад» и «Город» – промзона ПЗ 9-1,

ЖК «На Базовской» – промзона «Коровино»,

ЖК «Селигер Сити» – промзона «Дегунино-Лихоборы»,

ЖК «Черняховского 19» – бывший завод железобетонных изделий,

ЖК «Дуэт» – бывшие общественные строения,

ЖК «Софьин-дом. Лидер на Дмитровском» – бывшая АТС (автоматическая телефонная станция).

Объем предложения

В конце 2014 года предложение в массовом сегменте САО было представлено всего двумя проектами, общая площадь которых не превышала 27 тыс. кв. м, что было вызвано общей нехваткой свободных территорий под застройку. На данный момент реализуется 10 проектов массового сегмента общей площадью 140,4 тыс. кв. м жилья. Таким образом, за 2,5 года объем предложения в массовом сегменте вырос более чем в 5 раз.

Доля САО за этот период времени также заметно возросла в общей структуре столичного предложения массового сегмента – с 6 до 11% . При этом интересно то, что соотношение бизнес-класса и массового сегмента осталось на прежнем уровне – 48% на 52%.

«Благодаря тому, что бывшие промзоны разбросаны по всему округу, в САО развитие массового сегмента происходило параллельно с бизнес-классом. Наличие промзон поблизости от центра дало возможность девелоперам строить там высокобюджетные проекты, в частности ЖК «Царская площадь», «Династия», «Лайнер», «ЛИЦА». Именно поэтому соотношение бизнес-класса и массового сегмента осталось в прежних пропорциях», – комментирует генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина.

Цены

Средневзвешенная цена квадратного метра в проектах массового сегмента Северного административного округа с конца 2014 года изменилась незначительно – зафиксировано снижение на 5%. В конце 2014 года показатель составлял 156 тыс. руб. за кв. м, сейчас – 147,8 тыс. руб. за кв. м.

Средний чек покупки также снизился не очень значимо (на 11%) – с 9,37 до 8,36 млн рублей. При этом снижение минимального бюджета покупки довольно заметно – сразу на 43%. В конце 2014 года минимально возможный бюджет покупки квартиры на первичном рынке САО составлял 5,6 млн рублей, на данный момент – 3,2 млн рублей. Сейчас порог входа в САО сопоставим со стоимостью качественных проектов в ближнем поясе Московской области. Благодаря активному освоению промзон, САО стал одним из самых доступных округов на рынке новостроек.

«Северный округ довольно привлекателен для покупателей, так как в САО расположено большое количество зеленых зон, водоемов, ведутся работы по улучшению транспортной доступности. К тому же это единственный округ, где настолько активно ведется строительство новых станций метрополитена. И ряд строящихся проектов ориентирован как раз на будущие станции метро, например, «Летний сад», «Город», «Селигер Сити».

Стоит ожидать, что в ближайшем будущем САО войдет в список лидеров по объему предложения массового сегмента, так как потенциал у округа еще очень большой – есть ряд промзон, реновация которых еще не была начата, но планируется», – объяснила Наталья Шаталина.