14 июля на официальном сайте издательского дома «Бурда» появился коротенький пресс-релиз, подтвердивший – 100% долей «Сейлс» проданы топ-менеджменту этой дистрибьюторской компании. Сделка готовилась, видимо, не один месяц – ООО «Сейлс-Концепт», зарегистрированное на Андрея Богданова и Юлию Безрукову, появилось в ЕГРЮЛ еще в марте.

В пресс-релизе несколько лапидарно провозглашается «очевидная близость позиций» продавца, компании Burda Verlag Osteuropa GmbH, и покупателей, долженствующая, видимо, обеспечить сохранение места «Сейлс» на российском рынке. Заявляется также «искренняя приверженность и заинтересованность в дальнейшем тесном стратегическом сотрудничестве и готовность к реализации совместных взаимовыгодных проектов».

Можно ли считать эти заверения соответствующими действительности, покажет время. Пока же они вызывают скорее здоровый скептицизм. Хотя «детали и особенности сделки стороны не оглашают», сомнительно, что генеральный директор и директор департамента закупок и рекламы дистрибьюторской компании выкупили у крупнейшего в нашей стране издательского дома весомый актив, что называется, «живыми деньгами». Больше похоже, что «Бурда» приняла решение отказаться от проблемной структуры, чтобы сосредоточиться на основном бизнесе, тем более что в составе ИД работает собственный сильный отдел продаж.

Рынок ждет, откровенно говоря, предстоящего громкого банкротства одной из крупнейших оптово-розничных структур отрасли. За спиной у новых владельцев нет больше международного издательства, которое обеспечивало поддержку не слишком рентабельного распространительского бизнеса. Это значит, что не будет больше ни дотаций, ни инвестиций, ни политического влияния авторитетной компании. «Сейлс» стал рядовым дистрибьютором, как «Сегодня Пресс Воронеж» или «Ваша пресса».

Конечно, мы не знаем деталей сделки, но вполне логично предположить, что вместе с активами «Сейлса» новым владельцам перешли и обязательства перед контрагентами, в том числе и долги, и «Бурда» больше не несет за них ответственности. Последствия могут быть самыми печальными… Участники рынка не исключают, что сделка – всего лишь часть предстоящей процедуры банкротства. 

Время для отрасли издания и распространения печатной прессы сейчас сложное. Падение продаж ведет к снижению эффективности распространительского бизнеса, формируется кризис неплатежей, банкротятся дистрибьюторы. Однако кризис зачастую означает и обновление: после продажи «Сейлса» открылись возможности переформатирования рынка. Компанию могут потеснить на рынке, например, активные региональные оптовики. Эффективный поставщик, способный предложить более выгодные условия, сможет на равных конкурировать за клиентов с «Сейлсом», который теперь стал рядовой компанией

Антон Тарасов