ссылка скрыта

Киевсовет утвердил новый порядок выдачи разрешений на размещение Временных сооружений (ВС) - торговых киосков, низкотемпературных прилавков, лотков, торговых автоматов.

Предприниматель, желающий открыть свой киоск, но не имеющий в собственности или аренде земли, должен обратиться в Главное управление градостроительства и архитектуры Киева (Главархитектуры) с необходимым пакетом документов. Это управление должно дать заключение относительно возможности размещения киоска и составления договора сервитута, а также согласовать паспорт привязки (пакет документации от кадастрового плана участка до архитектурного и цветового решения киоска). После этого предприниматель может подать в Главархитектуры пакет документов на получение ордера на размещение киоска. Однако он не будет выдан без договора сервитута и справки об оплате паевого взноса на развитие городской инфраструктуры. После получения ордера, вся информация о новом объекте должна вноситься в Единую электронную базу данных, оператором которого определено КП "КИА".

Новый порядок обязывает всех собственников киосков до 1 мая 2011 года переоформить документацию: решить земельный вопрос путем составления с городом договоров сервитута, получить в Главархитектуре ордер на размещение ВС, в Главном управлении экономики - справку об оплате паевого взноса, в КП "КИА" - справку о включении объекта в базу данных. Все киоски, не обладающие подобной документацией, будут демонтированы. Для переоформления документации собственники существующих ВС имеют право получить временный шестимесячный ордер на размещение объекта.

Как сообщила глава Ассоциации Малых архитектурных форм Татьяна Петренко, не смотря на решение земельного вопроса, новый порядок будет для рынка убийственным. Во-первых, большая часть предпринимателей просто не успеет переоформить документы к майским праздникам и рискует потерять свои киоски. Во-вторых, сама процедура легализации теперь будет стоить для предпринимателей дороже, что сразу же отразится на кошельках покупателей.

Механизма расчета стоимости договоров сервитута еще нет. Главархитектуры должно подать его на утверждение горсовета к 15 ноября. Однако согласно заключению научно-правовой экспертизы при Институте государства и права НАНУ, месячная оплата составит минимум 2 тыс. грн или 24 тыс. грн в год. Для сравнения, предприниматели имеющие землю в аренде платят за нее 600-700 грн в год (для киоска до 20 кв. м), а КП "КИА", по сведениям игроков рынка, берет сегодня за выдачу разрешения на размещение киоска (без документов на землю) порядка 20 тыс. грн. Кроме того, по новым правилам собственнику ларька необходимо заплатить еще и взнос на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, механизм расчета которого также еще не понятен. Все это сильно повлияет на ценовую политику владельцев киосков.

Но кое-кто из предпринимателей просто не успеет повысить цены в связи с демонтажем своего киоска. Кроме того, утвержденные в четверг правила содержат еще одну норму, которая будет способствовать грядущему переделу рынка. Так, вводится понятие приоритетного права. При подаче заявок на получение ордера, чем и будут заниматься предприниматели до 1 мая, приоритетное право на то или иное место будет иметь тот заявитель, который успел первым подать пакет документов. Понятно, что имея своих людей в разрешительных органах или же действуя в их интересах, какая-то часть предпринимателей будет всегда отказываться первыми.

Чтобы от новых правил никто не смог уклонится, решение Киевсовета обязывает Главное управление контроля за благоустройством и внешним дизайном провести до 15 ноября инвентаризацию всех киосков в городе. А их по разным данным, сегодня насчитывается от 10 тыс. до 20 тыс. шт. Считается, что собственники ларьков, выявленные при инвентаризации, являются проинформированными о новых правилах. Но кто мешает чиновникам поставить в отчете галочку, не встретившись и с половиной предпринимателей?

Стоит также отметить, что это не первая попытка городской власти подмять под себя перспективный рынок. Решением Киевсовета (№58/58) от 17 июля 2008 года, центральная киевская власть фактически признала все выданные разрешения на установку киосков и заключенные с районными властями договоры аренды земли под ними недействительными. А решением (№462/1518) от 21 мая 2009 года был утвержден порядок (еще действующий) размещения ВС, который на бумаге также декларирует бесплатную выдачу разрешений в Главархитектуре. Механизм следующий: предприниматель для получения разрешения на размещение киоска может обратиться в Главархитектуру или воспользоваться услугами КП "КИА". Главархитектуры должно предоставить заключение относительно возможности размещения объекта, после чего при положительном ответе предприниматель может оформлять соответствующее разрешение. Но только при условии выполнения требований заключения, одним из которых является решение земельного вопроса, который не решался никак.

О процедурах, которые необходимо пройти в КП "КИА", в указанном решении нет ни слова. Однако, по словам Татьяны Петренко они намного проще: от желающих открыть свои киоски требовали минимум документов (заявление, фотография) и при условии оплаты услуг (сначала около 5 тыс. грн, позже цены поднялись до 20 тыс. грн) сотрудники "КИА" сами оформляли через Главархитектуры весь пакет. На руки человек получал бесполезное разрешение, в котором было написано, что оно действительно при условии решения земельного вопроса. Теперь же проблему с землей вроде бы решили - вот только легче от этого малому бизнесу не стало.